Анонс мероприятия в Минске
27 февраля 2025 года в 18:00 в Художественной галерее Михаила Савицкого состоится открытие персональной выставки «Пути вдохновения» заслуженного деятеля искусств Республики Беларусь Александры Евгеньевны Дятловой. В экспозиции представлены работы из коллекции автора и Национального художественного музея Республики Беларусь.
Выставка произведений из керамики и фарфора представляет собой ретроспективу творческого пути известной белорусской художницы, профессора, заведующей кафедрой декоративно-прикладного искусства и костюма Белорусской Государственной академии искусств Александры Евгеньевны Дятловой. Уже более сорока лет Александра Евгеньевна работает в области художественной керамики и передает свой опыт молодому поколению художников. Совмещение творческой и педагогической деятельности требует немало сил. Вдохновение служит ей источником энергии на пути к новым творениям и подходам к образовательному процессу.
Творческий диапазон Александры Дятловой чрезвычайно широк, что отражается в тематике и техническом исполнении ее работ. В экспозиции представлены объемные композиции малых форм, фотопланшеты с изображением созданных монументально-декоративных произведений.
Среди множества ее работ, которые украшали интерьеры общественных и культовых зданий Минска, сохранились: горельеф «Благовещенье» в Минском епархиальном управлении 1980-х гг., оформление Фито-аптеки №88 в Троицком предместье 1990-х гг.
Работы начала 2000 — 2010-х гг. представлены в интерьерах Дома милосердия, Национального академического Большого театра оперы и балета Республики Беларусь, Национального академического театра имени Янки Купалы.
Каждое произведение, созданное руками Александры Дятловой — это результат кропотливого труда и глубокого погружения в тему. Ее метод заключается в синтезе научного и творческого подходов. Яркий пример тому — горельеф «Благовещение», в процессе создания которого автор глубоко проанализировала христианскую православную иконографию и транслировала ее современным пластическим языком.
В оформлении аптеки № 88 интерьерная пластика, выполненная в керамических материалах, передает колорит и назначение помещения, погружает визитера в историю данного места и окружения. В экспозиции представлена стилизованная аптечная посуда, разработанная на основе изучения старинной аптечной утвари. Сам интерьер аптеки оформлен росписью на кафельных плитках с изображением животных, чучела которых были антуражем средневековых аптек. Росписи в виде букетов травяных сборов дополнены латинскими наименованиями лечебных растений. Знаковость такого оформительского решения подкрепляется историей места, где появилась одна из первых аптек в городе.
Театральная тема нашла воплощение в произведениях, созданных для Национального академического Большого театра оперы и балета Республики Беларусь и Национального академического театра имени Янки Купалы. Скульптурные композиции «Портрет Вацлава Нижинского в роли Фавна» и «Портрет Натальи Трухановой в роли Пери» в фойе Большого театра создают атмосферу предвкушения балетной мистерии и настраивают зрителя на восприятие последующего театрального действия. Произведения созданы по мотивам сценографии известного художника начала ХХ века Л.С. Бакста, который был участником театрально-художественных проектов С.П. Дягилева. Объемное воплощение знаменитых театральных образов сочетает в себе гибкую пластику фигур и утонченную полихромию с позолотой.
Композиция «Театральная сюита» в Национальном академическом театре имени Янки Купалы включает две вазы: «Музы» и «Танец наяд». Выполненные из цветного бисквитного фарфора в сочетании с латунным декором они создают величественную парную композицию, которая отсылает к театральному искусству Древней Греции. Покровительницы искусств и наук Музы, танцующие спутницы Аполлона Наяды напоминают зрителю об истоках театра.
Важное место в творчестве Александры Дятловой занимает христианская тема. Автор награждена медалью Экзархата Беларуси «В благодарность за понесенные труды по строительству Дома милосердия в Минске». Обрамление иконостаса Дома милосердия выполнено из белоснежного фарфора с позолотой и создает легкий и возвышенный образ границы между миром земным и небесным. Фигуры Серафимов и Архангелов, увитые виноградной лозой колонны, удерживают устремлённую ввысь композицию иконостаса. Поле алтаря заполнено многочисленными символами христианства: знаками Альфа и Омега (как начало и конец всего сущего), изображениями рыбы (как монограммы имени Иисуса Христа), голубя (как символа Божьего духа), символами евангелистов (Ангела, Орла, Льва и Тельца).
Экспозиция выставки дополнена видеоматериалами о многих других работах А.Е. Дятловой и ее учеников — студентов и выпускников Белорусской государственной академии искусств.
В период работы выставки планируется проведение мастер-классов и авторских экскурсий по экспозиции.
Выставка работает до 23 марта 2025 года.