Анонс мерапрыемства ў Мінск
8 июня. Лекция 1
«ТАНЕЦ ЖИЗНИ ЭДВАРДА МУНКА»
За свою долгую жизнь норвежский живописец создал множество произведений: от миниатюрных графических листов до развёрнутых тематических полотен.
Масштаб художественного наследия Э. Мунка поражает: более 1 тыс. картин, свыше 15 тыс. оттисков, около 5 тыс. рисунков и акварелей, сохранившиеся письма и дневники.
Значение мастера не только в разнообразии и многоплановости его творчества, но и в особенностях философии, в способности неоднозначно видеть и трактовать окружающую жизнь.
О своей деятельности Мунк писал: «Творить для меня — одновременно болезнь и опьянение. Болезнь, от которой я не хочу отрекаться, и опьянение, в котором я хочу находиться».
Тематический пласт произведений Эдварда Мунка составляют глубокие личные переживания, неповторимое, метафорически наполненное восприятие мира. Многие работы имеют автобиографическую основу.
Сумев переосмыслить богатство художественных стилей, течений, направлений конца XIX — первой трети ХХ века, живописец создал поистине уникальный образный язык, насыщенный парадоксальностью и аллегоричностью смыслов.
«Ничья рука, кроме руки времени, не должна дотрагиваться холстов… Объяснить картину невозможно. Она возникает от неспособности творца найти другой способ высказывания. Всё, что здесь можно сделать, — это чуть подтолкнуть зрителя в правильном направлении, грамотно намекнуть на ход мысли художника».
15 июня. Лекция 2
«ФАНТАСМАГОРИИ ДЖУЗЕППЕ АРЧИМБОЛЬДО: О ЧЁМ МОЛЧАЛ ГЕНИЙ»
Безумный гений Арчимбольдо, охочий до эпатажа и эксцентричных выходок, уже при жизни снискал любовь и почтение наследника Римской империи Максимилиана II.
Природу творчества художника, как и его жизненный путь, сложно определить: заметок, писем о нём не осталось, да и сам автор не был богат на слова.
Сделав грандиозную карьеру при королевском дворе, он стал первым его «летописцем». Причудливые, парадоксальные портреты-настроения закрепили за ним статус новатора, опередившего дух времени и развитие искусства на сотни лет.
«Времена года» — наиболее узнаваемая, репродуцируемая серия живописных полотен миланского мастера. В них нет реалистического сходства с моделью.
Бутоны, соцветия, плоды… Такими видел людей Арчимбольдо. Таким осознавал он себя.
22 июня. Лекция 3
«МИКАЛОЮС ЧЮРЛЁНИС: «ОПАЛЁННЫЙ» ЗВЕЗДОЙ»
Странный. Тихий. Меланхоличный мечтатель, рассуждающий о мистериях жизни и удивительном танце звёзд и планет.
Чюрлёнис, живописец, композитор, органист, воспринимал мир в единстве вибраций — звуковых и цветовых — оттого многие его полотна имеют музыкальные названия: соната, симфония, песня, гимн.
Земля и море, таинственные звёздные глубины и сияние солнц, сказочные поверья и предания старины… Всем этим наполнено многоликое, многогранное, глубоко личностное творчество Микалоюса Чюрлёниса — величественная ода природе, космосу, пытливому разуму и духовной силе человека.
29 июня. Лекция 4
«ЭЛЬ ГРЕКО: ЖИЗНЬ, СМЕРТЬ И ЖИЗНЬ ПОСЛЕ СМЕРТИ»
Испанский живописец греческого происхождения, Эль Греко был признанным мастером при жизни, после чего на пять столетий был полностью забыт.
Его оригинальный, броский, драматический стиль заметно опередил своё время, став одним из предшественников экспрессионизма в изобразительном искусстве.
Несмотря на светский характер исполнения, сердцевину творчества Эль Греко составляют картины на религиозную тематику, наполненные содержательной глубиной, сакральностью смыслов, харизматичностью, художественно-образным психологизмом.
Святые и апостолы в работах испанского живописца лишены фанатичности и аскетичной отстранённости. Они — активные участники общества — со своими пороками, страстями, желаниями, историей жизни.
6 июля. Лекция 5.
«ПРИЗРАКИ ГОЙИ, ИЛИ ПО ТУ СТОРОНУ ТЬМЫ»
Любимец королевского двора и Карла III. Неутомимый труженик и ценитель женской красоты. Мастер портрета и дворцовый декоратор. Художник, которому судьба пророчила славу величайшего живописца не только своего времени, но и в истории мирового изобразительного искусства. Всё это о Франсиско Гойе — испанском художнике и гравёре, одном из первых и наиболее ярких представителей романтизма.
Расцвет гениальности и безумия пришёлся на зрелый и поздний периоды творчества, наполненные драматизмом, мятежностью, аллегоричностью содержания и выражения.
Пройдя путь от салонного искусства («Зонтик», «Жмурки», знаменитые «Махи…») к экспрессионизму «чёрных работ», истинный талант Гойи раскрылся в символических сериях графических работ («Капричос», «Диспаратес»), фресок из «Дома Глухого», хитросплетениях «мрачных картин», вершинами которых стали «Сатурн…», «Колосс», «Две старые женщины», «Дядя Пакет».
Пройдёт время и писатель, философ Рамиро Де Маэсту , отметив глубоко религиозное сознание художника, назовёт творчество Ф. Гойи «примером стойкости духа и несокрушимости испанского народа». В широком смысле — человечества.
Лектор — Ксения Селицкая-Ткачёва, искусствовед, член Белорусского союза художников, автор учебного пособия по истории живописи (2023), автор более 50 статей в республиканских и международных СМИ (с 2015 г.) по вопросам искусства.